Сегодня сложно представить, что чемодан на колесах стал использоваться широким кругом людей сравнительно недавно: в 80-х годах XX века. Тут и возникает вопрос: кто и когда изобрел этот неотъемлемый атрибут любого путешествия? 

Первая попытка

Прототип чемодана на двух колесах запатентовал житель Манхеттена  Теофилус Хокканен в 1921 году. Он писал: «Дорожные сумки, чемоданы или любые другие емкости, используемые для перемещения вещей, было бы удобно поставить на колеса, чтобы не было необходимости носить их на руках». Однако неизвестно, был ли проект реализован в реальности или остался только на бумаге.

Почему мы должны быть нагруженными лошадьми?

Следующий человек, задумавшийся об идее чемодана на колесах – американская художница и путешественница Анита Уиллетс-Бернем.  Вместе со своей семьей женщина проводила много времени в дороге, поэтому для транспортировки тяжелых сумок ей приходилось нанимать носильщиков. Это было недешевым удовольствием. 


Anita-publicity-shot-with-suitcase-and-cape-227x300 (1).jpg

В 1928 году, перед очередным путешествием, Анита написала в своей знаменитой книге «Вокруг света на пенни» («Round the World on a Pennу») следующие слова: «Колеса! Чемодан на колесах». После этого она попросила своего сына Бада прикрутить два колеса от детской коляски с одной стороны багажа, а деревянную ручку, - с другой.  Так, Анита Уиллетс-Бернем стала первой женщиной, в действительности использовавшей чемодан на колесах.

Убирающиеся колесики или третья попытка

В 1929 молодой человек из Калифорнии Джон Пинхейро решил усовершенствовать идею чемодана на колесах. Он запатентовал девайс «поддержка для чемодана с выдвигающимися колесиками».

Предполагалось, что колеса при необходимости могут быть убраны внутрь.

Однако ни одна из описанных выше историй не закончилась коммерческим успехом. Человеком, пустившим чемоданы на колесах в массовое производство, можно по праву считать американца Бернарда Садоу.

 

«Это была одна из моих лучших идей» Бернард Садоу 

 

В 1970 году, возвращаясь в Штаты из семейного отпуска с острова Аруба, Бернард нес два тяжелых чемодана. Во время таможенного досмотра его взгляд упал на работника аэропорта, который с легкостью катил нагруженную тележку. «Знаешь, колеса – это то, что нам нужно для чемоданов», - сказал он жене. Американец загорелся воплотить свою идею в жизнь и подал патентную заявку.  

У модели Садоу было четыре колесика, ремешок и горизонтальная ориентация. Перевоз такого чемодана можно было сравнить с выгуливанием собаки. Это сравнение не очень понравилось байерам торговых сетей, поэтому сначала продвигать изобретение в массы было непросто. «Люди плохо привыкают к изменениям», сказал мистер Садоу в интервью The New York Times в 2010 году. Он вспоминает, что потратил месяцы предлагая свое изобретение магазинам Нью-Йорка: «Все думали, что я сумасшедший».

В конце концов, торговая сеть Macy`s закупила несколько экземпляров и дело сдвинулось с мертвой точки. Началось продвижение продукта со слоганом «Багаж, скользящий по поверхности» (“The Luggage That Glides.”). Люди стали больше путешествовать, и спрос на изобретение Садоу вырос. Интересно, что в рекламе чемодана принимали участие только женщины, потому что в Macy`s считали, что идея «тянуть багаж за ремешок» не понравится мужчинам. Несмотря на растущую популярность, к чемодану на колесах не была готова вся общественность, а некоторые даже считали изобретение нелепым. Неудивительно, что популярный британский журнал „Which“, опубликовавший обзор о чемоданах в 1974 году, не включил в список ни одного чемодана на колесах, хотя на рынке присутствовало уже несколько марок. Нужно было время, чтобы изменить вкусы потребителей, и лишь в 1978 году журнал выпустил специальный материал, посвященный чемоданам на колесах. 

blog_smith-monica-2015-11-24_Robert-Plath-and-Rollaboard-luggage_Google-Images.jpg

Тем не менее, успех Бернарда Садоу вдохновил багажную индустрию на нововведения. Так, в 1974 году запатентовал свой первый чемодан на колесах Samsonite, один из ведущих мировых брендов, а в 1975-ом компания Delsey представила пластиковый кейс с углубленным пространством для колес. 

Rollaboard и Spinner – чемоданы, какими мы привыкли их видеть

Чемоданы модели Бернарда Садоу были популярны до 1987 года, пока не появилась следующая инновация. Идея улучшить внешний вид багажа и сделать его более удобным для полетов пришла в голову Роберту Плату, пилоту компании Northwest Airlines. Он изменил ориентацию чемодана с горизонтальной на вертикальную, прикрутив два колеса в нижней части чемодана, а выдвигающуюся металлическую ручку в верхней. Другие члены экипажа заинтересовались необычным багажом своего коллеги, и вскоре такие чемоданы, благодаря Роберту Плату, появились почти у всех сотрудников авиакомпании. В 1989 году мистер Плат запатентовал свое изобретение под названием Rollaboard и основал собственную компанию Travelpro для производства и продажи чемоданов, а через пару лет уволился с должности пилота и сконцентрировался на своем бизнесе. 

Модель Rollaboard была встречена с большим успехом: уже за первый год своего существования компания Travelpro продала сумок на $1,5 млн. В 1994 году компанию Travelpro называли одной из самых быстро развивающихся частных компаний.  

Еще одно нововведение, касающееся транспортировки чемодана, было предложено брендом Samsonite в 2004 году. Компания создала устойчивый чемодан Spinner на четырех колесиках, но с вертикальной ориентацией.  

На сегодняшний день как Rollaboard, так и Spinner остаются одинаково популярными. Одни путешественники предпочитают Rollaboard, считая колеса этой модели более прочными, в то время как другие уверены, что Spinner намного удобнее в перемещении и доставляет меньше неудобств. 

Вероника Батманова

Следующая статья 5 дивных отелей