Овербукинг - игрушка авиакомпаний, которая создает искусственный ажиотаж и много проблем для пассажиров. Вы можете вовремя проснуться, миновать все пробки, заблаговременно приехать в аэропорт и все равно не улететь тем рейсом, которым планировали. Даже в такой абсурдной ситуации вы останетесь в выигрыше. Законспектируйте или распечатайте этот материал, чтобы знать, как вести себя в подобных случаях и извлечь больше плюсов.

Первопроходцами в овербукинге стали американские авиакомпании в 50-х годах. Это была ответная мера на преимущества пассажиров. В эти годы туристам разрешили возвращать билеты в любой момент без штрафных санкций. Естественно, перевозчики воспользовались правилом IATA, Международной ассоциации воздушного транспорта, которое гласит: «При необходимости перевозчик может без предупреждения передать пассажира для перевозки другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира». Так компании стали продавать количество билетов, превышающее число мест в самолете, и в случаях, когда никто из пассажиров все же не отказался от билета, просто пересаживать клиентов на другие рейсы.

Иногда ваше место просто могут отдать другому пассажиру. Речь о том самом везунчике, который кропотливо собирает мили, успевает вырезать купоны из бортовых журналови уже давно состоит в клубе привилегированных клиентов Sky Alliance. За ним всегда преимущество в отношении бронирования самых удобных мест, регистрации и посадки на рейс. Пока вы стоите в очереди на сдачу багажа, ваше место спокойно проходит таможенный контроль.

Периодически овербукинг случается из-за заботы о безопасности пассажиров. Бывает, что перед вылетом один тип судна заменяют другим по техническим причинам: например, одноэтажный Boeing сменяет двухэтажный. Путем несложных математических операций можно понять, что в подобных случаях остаются путешественники, которые не помещаются в самолет. 

Извините, ваше место занято

Избежать перечисленных моментов позволит «онлайн-регистрация». Обычно забронировать место через интернет можно ровно за сутки до вылета. Такой тип регистрации всегда надежнее и удобнее. Особенно, если вы путешествуете только с ручной кладью - время, затраченное на прохождение всех спотов, существенно сократится.

Допустим, так случилось, что ровно за 24 часа до вылета дома отключили интернет, на работе цейтнот и вообще никак не до регистрации. И вы, держа в руках спасительный билет, который увезет в мир спокойствия, приезжаете в аэропорт. Находите свою стойку, героически проходите очередь и вдруг слышите, что мест нет, и счастливый рей полетит без вас. Что делать?

Если вы не в настроении выяснять отношения или просто всегда стараетесь быть в дзене, потерпите немного. С 90% вероятностью авиакомпания сделает все, чтобы вы забыли о недоразумении. Западный перевозчик поговорит с пассажирами, которым досталось место, и тот, кто уступит вам свое, получит оплаченный отель на ночь и бонус в размере €200–500. Российские компании порой менее любезны.

И здесь стоит вспомнить о своих правах и потребовать:

1. вернуть стоимость билета либо предложить отправку ближайшим рейсом.

2. компенсацию в виде бонусов, скидок или повышения класса полета.  

3. те же услуги, что должны быть предоставлены в случае переноса / отмены рейса:
— прохладительные напитки при ожидании отправления рейса более двух часов;
— горячее питание при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время (и каждые восемь часов в ночное);
— размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное;
— комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
— два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
— трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
— хранение багажа.

4. выплаты:

Если вас заставили пересесть из бизнес-класса в эконом, вам должны вернуть:
— при перелете 1500 км и менее — 30% от стоимости билета;
— при перелете от 1501 км до 3500 км (кроме перелетов между странами ЕС и заморскими территориями Франции) — 50% от стоимости билета;
— в иных случаях — 75% от стоимости билета.

5. Если до следующего рейса продолжительный срок, согласно постановлению Европарламента, можно претендовать на:
— при полете 1500 км и менее — €250. Когда предложенный взамен рейс прибывает на два часа позже запланированного, то компенсация будет в два раза меньше;
— при полете 1501–3500 км — €400. Если опоздание альтернативного рейса — до трех часов, вам выплатят 50% этой суммы;
— в остальных случаях — €600. Когда опоздание составит всего четыре часа, то заплатят в два раза меньше.  

Перелеты внутри РФ:
Компания-перевозчик уплачивает штраф в размере 25% МРОТ за каждый час задержки, но не более чем 50% стоимости билета. 

Кому-то не хватит места

Американские перевозчики до сих пор расплачиваются за придуманный овербукинг, поэтому к ним требования чуть жестче. В случае если до следующего рейса пассажиру приходится ждать час и более, они обязаны заплатить $200. Если время ожидания более 2 часов — $400.

Если на месте дело никак не решить, путешествие отменилось,авиакомпания не торопится выплачивать компенсацию, не бойтесь доводить дело до суда. В 98% случаев овербукинга судья на стороне пассажира. Главное - подготовить пакет документов, доказывающих вашу правоту.

Поэтому, будучи в аэропорту, быстро справьтесь с паникой и поработайте над тем, чтобы зафиксировать факты travel-преступления. На стойке регистрации потребуйте проставить отметку в билете, подтверждающую отказ в регистрации по причине отсутствия мест на рейсе. Стойте на своей позиции, даже если вам будут отказывать. Желательно заверить документально, что вы прибыли на посадку вовремя, без опоздания. Храните билеты, посадочные талоны, а если придется жить в аэропорту в ожидании рейса — собирайте чеки. Составьте официальную претензию к авиакомпании со своими данными и контактами и отдайте на подпись представителю. Если не получится написать заявление на месте, сразу же после возвращения домой подавайте претензию перевозчику и сохраняйте официальные ответы. Далее если примерный размер ущерба меньше 50 000 руб. — обращайтесь к мировому судье по вашему участку, если больше — к федеральному судье. На вашей стороне закон «О защите прав потребителя». Сумма компенсации будет рассчитана по следующей формуле: 3% от стоимости услуги за каждый час просрочки. Также вам должны будут оплатить все непредвиденные расходы: от еды до ночи в отеле.

Если этот материал оказался для вас полезен в прикладном плане, постарайтесь разглядеть в сложившейся ситуации только хорошее. В конце концов, полученную компенсацию можно будет вложить в новую поездку - она точно будет лучше запланированной. Сюрпризы всегда приятны!

Предыдущая статья По-мужски Следующая статья Страны. Визы. Аэропорт