В каждой ситуации можно найти что-то хорошее. Эта мантра вступает в силу особенно в тех случаях, когда закон на стороне рядового гражданина, столкнувшегося с бедой. Например, путешественника, чей рейс задержали без предупреждения. Как быть с этой ролью и превратить ее в инвестицию? Отвечаем просто и по делу.

Во-первых, помните, что авиабилет - это почти паспорт на время поездки. Всегда держите его при себе и не теряйте. Билет подтверждает ваши права и гарантирует их соблюдение, независимо от статуса экипажа. Перевозчик несет равную ответственность за задержку как чартерных, так и регулярных рейсов. 

Право на информацию

Забудьте о формулировке «рейс задерживается по неизвестным причинам» - она недопустима, поскольку как пассажир вы имеете право на достоверную и точную информацию. Смело обращайтесь за обоснованиями к представителю авиакомпании, выполняющей рейс, или к служащим у стоек информации аэропорта. Вам не только обязаны объяснить причину задержки, но и назвать точное время ожидания. Если представители авиакомпании не согласны с этим, напомните им о пункте 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденном приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее – ФАП).В нем умные люди однажды зафиксировали, что регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы – в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. Там же указано, что в случае изменения расписания перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки любым доступным способом (пункт 74 ФАП). Не беспокойтесь – вы заключили договор, когда оплатили билет.

Так что вы точно имеете право на то, чтобы услышать и/или увидеть, почему и насколько задерживается рейс. 

Задержка в аэропорту

Доказательная база

Обязательно попросите сотрудников или представителей авиакомпании поставить отметку о задержке рейса на ваш билет. Вы из будущего с благодарностью вспомните об этом моменте, когда будете писать претензию авиакомпании или подавать на в суд. Точное время реального вылета просите вписать от руки и заверить штампом: это можно сделать при посадке или повторной регистрации. 

На что вы имеете право, если случилась задержка вылета: 

  1. воспользоваться комнатой матери и ребенка для пассажира с ребенком в возрасте до 7 лет; 
  2. хранение багажа.

Задержка рейса превышает 2 часа: 

  1. два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте; 
  2. бесплатные напитки. 

Задержка превышает 4 часа:

бесплатное горячее питание: вас должны кормить горячим каждые 6 часов днем и каждые 8 часов – в ночное время. если за «горячее» авиакомпания выдает хлеб с чаем, фиксируйте это нарушение правил. 

Задержка более 6 часов:   

  1. размещение в гостинице (при ожидании вылета более 6 часов ночью и более 8 часов днем); 
  2. транспорт от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.

    Естественно, все эти услуги предоставляются бесплатно. Обычно в случаях серьезных задержек пассажиров заселяют в ближайшие гостиницы. На каждого путешественника полагается отдельный номер. Если отель совсем не устраивает, вы вправе лично выбрать гостиницу и ожидать вылета там. Правда, в данном случае оплата за номер лежит на вас вплоть до прибытия на место назначения. Добравшись до него, нужно написать официальный запрос в главный офис авиакомпании с требованием возврата части потраченной суммы. 

    Требуйте компенсации всех расходов

    Все расходы на перелет другим маршрутом или рейсом покрываются за счет компании, задержавшей ваш вылет, либо за счет аэропорта. Если из-за задержки путешествие сократилось, не стесняйтесь требовать от туроператора возврата денег за все оплаченные, но неиспользованные услуги: забронированный ужин, купленные билеты в театр, ночь в отеле, пропущенная экскурсия и др. Имейте в виду, нередко туроператоры проявляют инициативу на месте: предлагают дополнительную экскурсию, полный пансион вместо полу пансиона - вариантов масса. 

    Внутренние авиаперевозки регламентируются Воздушным кодексом РФ. За задержку рейса перевозчик уплачивает штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы. 

    От получения компенсации вас отделяет одна претензия к авиакомпании, с приложенными копиями документов, подтверждающих право на получение штрафной суммы. Нормы статьи 126 Воздушного кодекса говорят, что пассажир может предъявить претензии к перевозчику в течение 6 месяцев с момента прилета в представительстве авиакомпании в аэропорту назначения или отправления. Компания-перевозчик обязана рассмотреть этот документ в течение 30 дней. 

    Максимальный размер компенсации при международных перевозках устанавливает Монреальская конвенция 1999 года. Ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой 4150 специальных прав заимствования. На 20.06.2018 эта сумма ровняется 5100 €. С момента прилета в пункт назначения вам дается 2 года для составления претензии перевозчику. 

    Если в ответ вы получили молчание или отказ в компенсации, смело подавайте в суд. Иски предъявляются по месту нахождения перевозчика. К исковому заявлению важно приложить копии авиабилета с отметкой о задержке рейса - той самой, заверенной печатью. Также необходимы счета по понесенным вами расходам (за гостиницу, питание, телефонные переговоры и др.), а также письменная претензия в адрес перевозчика и ответ его представителей. Еще вы можете потребовать компенсацию морального вреда, ведь задержка рейса всегда приносит много физических и нравственных страданий. Размер суммы определяется судом и не зависит от зафиксированного имущественного вреда.

    Настроение - довольные львы

    Желаем вам никогда не использовать эти инструкции по назначению и просто наслаждаться путешествиями! Без задержек и отлагательств. С чемоданами и сумками, в которые поместится все, что скрасит время ожидания рейса. 


    Удачного и пунктуального полета!

    Предыдущая статья 9 причин твоей ненависти Следующая статья Инвестируем в новый сезон