Не так давно, на нью-йоркской неделе моды Дом Fendi отметили юбилей своей культовой сумки Baguette. И кого там только не было: среди гостей Сара Джессика Паркер, на подиуме Линда Евангелиста. А в качестве дизайнеров, которые приложили руку к коллекции, приуроченной к юбилею – Ким Джонс и Марк Джейкобс. Ну и вишенкой на торте стала коллаборация Fendi и Tiffany and Co. Как результат – лимитированная серия сумок цвета «тиффани».

 Показ Fendi 43_Fendi_25_Baguette-.jpg Показ Fendi   

Так что же делает некоторые модели сумок такими желанными, что спустя 25 лет их популярность не просто не угасает, а вспыхивает с новой силой, заставляя уже новое поколение модников заносить в свои виш-листы аксессуары, которые нравились еще их мамам или бабушкам. 

Birkin от Hermes

И тут все напрямую связано с личностью той, кто является непосредственной участницей рождения легендарной модели и самой первой ее владелицей. А виной всему банальный случай: Джейн Биркин, уже находясь в статусе иконы стиля, повсюду таскала с собой соломенную корзинку вместо сумки, жалуясь, что найти вместительную и удобную сумку просто невозможно.  Брала она ее с собой даже на борт самолета, где по счастливой случайности оказалась по соседству с председателем правления Hermes – Жаном-Луи Дюма. Неловкая Джейн случайно все высыпала из своей корзинки. Начала мило причитать (а надо отметить, девушкой она была редкой красоты), чем, конечно, растрогала трепетное сердце галантного француза. Остаток полета они провели рисуя эскиз сумки для Джейн прямо на гигиеническом пакете. И вот через месяц Биркин получает на руки свою персональную Birkin. В дальнейшем Джейн с сумкой не расставалась. И до сих пор гордо демонстрирует ее окружающим. Причем, относится она к ней без явного пиетета,  украшая наклейками с политическими лозунгами или самодельными брелоками. При этом сама сумка является предметом желания многих модниц мира, завладеть которой не так-то просто. Сумки выпускаются максимально ограниченным тиражом, не повторяются и ради получения желанного экземпляра необходимо записаться в «лист ожидания».  

Джейн Биркин  


Грейс Келли с сумкой Биркин

До жеманной француженки получить статус «культовой» другой сумке помогла личность еще более известная. По легенде, Хичкок попросил костюмера фильма «Поймать вора» приобрести для съемок аксессуары фирмы Hermes. Главную роль в фильме играла Грейс Келли. Случилась любовь с первого взгляда. И впоследствии, став  княгиней Монако, и находясь в положении, Грейс прикрывала на публике этой самой сумкой округлившийся живот. Еще при жизни княгини сумка обрела культовый статус, а с 1977 года эта модель официально получила свое название – Kelly.

2.55 от Chanel

Является бойкой конкуренткой своих соплеменниц. Но тут лучшую рекламу своему аксессуару сделала сама дизайнер. Коко не было равных в популяризации своих самых смелых идей. Аристократия предпочитает только ювелирные украшения? Коко вводит в моду колье из искусственного жемчуга. Девушки из высшего общества славятся бледной кожей? Коко делает символом статуса загар, полученный во время отдыха на дорогих курортах. Тоже самое с сумкой. Светские девушки привыкли носить с собой маленькие сумочки, куда кроме пудреницы ничего не помещалось. На что рациональная Коко, сумевшая превратить буржуазную моду в более практичные предметы гардероба, ответила, представив модному сообществу свой вариант сумки, которая стала объектом желания на долгие годы. Удобную, вместительную, но при этом довольно оптимального размера. 

2.55 от Chanel 2.55 от Chanel

Motorcycle от Balenciaga

Символ «нулевых». Сумка, которую узнают все модники планеты, несмотря на то, что на ней нет даже логотипа. Все дело в характерном дизайне. Сама сумка появилась в тот момент, когда карьера предыдущего дизайнера Balenciaga, Николя Жескьера была на взлете. Его смелые идеи модная общественность воспринимала с удивлением и восторгом. Все это было так не характерно для моды того времени. Вместо откровенно сексуальных нарядов для девушек покрытых слоями автозагара он предлагал почти бунтарские вещи – платья, топы и брюки, конструкции которых были довольно замысловатыми. Еще бы, одной из своих муз Николя провозгласил Шарлотту Генсбур, внешность которой была далека от конвенциальных канонов красоты в эпоху, когда эталоном красоты считались бразильские супермодели. В чем секрет сумки Motorcycle от Balenciaga? В основном данная модель изготавливалась из кожи, потертости на которой придавали ей особый шарм, делая ее только привлекательнее. Модницы первого эшелона поголовно стали носить эти сумки с собой повсюду: на снимках папарацци Николь Риччи, Кейт Мосс или Сиенна Миллер дефилируют по улицам, аэропортам и вечеринкам именно с этой моделью. А это были те самые девушки, вкусу которых доверяла вся модная общественность. Узкие джинсы, пиджаки с акцентированными плечами Balmain, шарфы с черепушками от McQueen и, неизменно, Motorcycle от Balenciaga, буквально, стали символами эпохи. Как и образы близнецов Олсен. Которые тоже внесли свою лепту в популярность этой модели. 

баленсиага 1.jpg Motorcycle от Balenciaga

Luggage bag от Celine

Позже, внимание на себя переключила Фиби Файло. Будучи дизайнером Celine с 2008 по 2017 год, она полностью изменила представление модных девушек о том, что такое женственность. Фиби явно дала понять, что девушкам важно нравиться, в первую очередь, самим себе, а не представителям мужского пола. Так в коллекциях появились мешковатые пиджаки, длинные закрытые платья, туфли, похожие на арт-объекты,  и, само собой, сумки, от которых модницы потеряли голову. Самыми популярными моделями стали Bucket bag и luggage bag. Те самые «ушастые» сумки,  дизайн которых не скопировал только ленивый. И вот тут стоит сказать спасибо личности самого дизайнера. Сумки не рассылались инфлюэнсерам ради популяризации (как это часто происходит сейчас). Модная общественность в тот момент настолько безоговорочно верила в гений самой Фиби (вполне оправданно), что дополнительных механизмов для продвижения этих аксессуаров и не требовалось. Да, сумки эти мелькали в рекламе, но лучшей рекламой Celine в тот момент были сами вещи, а не знаменитости, которые их носили. 

Сумка Celine Luggage bag от Celine

Впрочем, «поделить поляну» пытались тогда и дизайнеры Dior, активно продвигающие повсюду свою знаковую Lady Dior (любимую сумку леди Дианы) и отдел аксессуаров Givenchy, с попытками сделать популярной модель Antigona, дизайнерский дуэт Proenza Schouler со своей PS1. Но конкурировать с теми хитами, которые успешно выдавала Фиби, им было довольно сложно. Файло покинула пост креативного директора Celine в 2017-м. Армия поклонников Фиби до сих пор хранит ей верность, скупая архивные предметы гардероба Celine времен ее «правления» на различных ресейл-платформах.  Как вы понимаете, в  числе самых желанных артефактов, конечно же, сумки.

Принцесса Диана с сумкой Lady Dior Givenchy Antigona PS1

Cassete от Bottega Veneta

На сегодняшний день потенциальные хиты появляются как грибы после дождя. Они молниеносно становятся объектами всеобщего желания и так же быстро выходят из моды. Взять, к примеру, модели Cassete или Pouch от Bottega Veneta. Такую инстаграмную популярность не получала ни одна сумка, пожалуй. Но, как это часто бывает, повсеместное присутствие даже самой оригинальной вещи в медиа-пространстве играет с дизайнерами злые шутки. Даниэль Ли получил статус нового модного гения, зазнался, начал тиранить коллег и покинул Bottega Veneta, оставив после себя условное наследие – сумки, ставшие коммерческими хитами. Вряд ли кто-то вспомнит одежду, которая была показана на подиуме, когда именно он был дизайнером марки. 

Cassete от Bottega Veneta Cassete от Bottega Veneta

Jackie 1961 от Gucci

Примерно такая же судьба у Jackie 1961 от Gucci. Любимая модель Джеки Кеннеди выпускалась брендом и во времена Тома Форда, и когда на смену ему пришла Фрида Джаннини, которую затем сменил Алессандро Микеле, вернувший Gucci былую славу. Jackie 1961 во всех возможных вариациях появилась у каждого модника и многократно переиздавалась. Что впрочем, сделало более популярными именно архивные экземпляры, выпущенные еще в 90-е. 

Jackie 1961 от Gucci

Так что же делает тот или иной аксессуар культовым? 

- лимитированность (выпуск сумки был приурочен к определенному событию, и модель не переиздавалась)

- недоступность (для получения сумки приходится подключать связи или быть постоянным клиентом Модного Дома)

- оригинальные технологии производства (сумка изготавливается вручную и не может быть произведена в большем количестве копий). 

Без помощи знаменитостей, которые потом выгуливают их повсеместно тоже никуда. Именно они, как царь Мидас, превращают сегодня в золото все, к чему прикасаются. Впрочем, заповедь «не сотвори себе кумира» до сих пор актуальна.

Игорь Паршин


Предыдущая статья Яркая осень Следующая статья Забавы ради