Со скоростью света мода перемалывает тренды. Только вчера все восхищались интерпретацией 70-х, а сегодня уже бьют поклоны 80-м, как бесконечному источнику вдохновения. Мода эпохи метамодернизма и постиронии не то чтобы испытывает откровенный кризис идей, но избавиться от ощущения, что «все это мы уже где-то видели» довольно сложно.
Сверкающие 80-е
Время див в бескомпромиссно коротких платьях из сверкающих тканей и правда служит источником идей для многих дизайнеров уже не один сезон. Кто-то делает ставку на кинематографические образы, кто-то цитирует повседневную моду. Но беззаботность и жизнерадостность того времени заразительна – кому не хочется этой легкости, как в клипах, где роскошные (во всех смыслах) девушки кружатся под энергичную и ненавязчивую музыку в огнях софитов. Культовыми фигурами в моде того времени были приверженцы утрированных силуэтов Клод Монтана и Тьерри Мюглер. А леопардовые принты, блестки и лосины с металлическим отливом присутствуют и в коллекциях текущего сезона.
Двуликие 90-е
Начало 90-х и их закат – две совершенно разные эпохи, уместившиеся в одном десятилетии. Если первой половине еще присуща беспечность 80-х с ее яркостью и чрезмерностью, то к концу 90-х умами большинства модников завладели сторонники минимализма и адепты альтернативной музыки. Имидж «королевы красоты нашего колледжа» сменился образом мрачной, но раскрепощенной гранж-оторвы. Отсюда микс платьев как из благотворительной корзины и броского вычурного макияжа. Кутюр погребен в гардеробных буржуазных клиенток, а Кейт Мосс и Кортни Лав популяризируют секонд-хенды. Короля откровенного сексапила, Джанни Версаче, на троне сменяют апостол минимализма Кельвин Кляйн и гранж-гик Марк Джейкобс.
Избыточные 2000-е
К началу нулевых мода пришла с огромным арсеналом референсов из самых разных эпох. К этому моменту в моде уже было буквально все, поэтому цитировать стали уже не декады, а буквально пятилетки. Место нашлось и плащам из кожи питона, и расклешенным джинсам с ковбойскими шляпами. Безусловными иконами стиля становятся поп-звезды и участники реалити-шоу. Правило «Sex sell» обретает не просто новый смысл, но становится буквально основополагающим в индустрии моды и шоу-бизнеса с легкой руки Тома Форда. Главным цветом «нулевых» можно назвать розовый, на обложках журналов много голых тел (в большинстве случаев это тела бразильских супермоделей), обмазанных маслом, самой популярной одеждой становятся джинсы с максимально низкой посадкой. Во главе этого безумия главные британцы от моды – Гальяно и Маккуин.
Постапокалипсис
В эру инстаграма тренды живут и умирают со скоростью звука. Почти каждый бренд, пытаясь угодить миллениалам, делает коллекции, в которых каждый найдет что-то себе по душе. Не любите бурлеск? – К вашим услугам спортивные брюки с лампасами и огромные кроссовки. Любите демонстрировать живот? – Для вас найдутся укороченные топы прямиком из 90-х. Вы мизантроп и не верите в светлое будущее человечества? – Для вас отыщется нечто урбанистическое и гетто-готика. Все еще любите струящиеся платья из шелка? – Добро пожаловать! Самая популярная одежда на сезон та, что выигрышно смотрится на экране смартфона. Политические высказывания и идеи феминизма превращаются во фразы на футболках за 700$. Постоянное самоцитирование и плагиат становятся общим местом. У руля встают Демна Гвасалия рука об руку с Рафом Симонсом.
Гадать, что ожидает моду в ближайшее время бессмысленно. Потому что сиюминутность тенденций сама провоцирует нас на выбор вещей, этим самым тенденциям не подверженным. Так что выбирайте эпоху, которая вам ближе по духу, и полный вперед!
Игорь Паршин