Уолтер Уайт из сериала «Во все тяжкие», главные гангстеры Ямайки 60-х и редактор раздела моды американского «Esquire» - что объединяет этих персонажей? Пара обуви Clarks. Как случилось, что бренд из Великобритании вдруг подошел людям со всего мира из разных сословий? Разбираемся в истории компании, завоевавшей два континента.
Clarks вышел на улицы из интерьерного дизайна. В 1825 году братья Сайрус и Джеймс Кларк основали компанию по производству ковров и тапочек из овечьих шкур. Спустя некоторое время любовь к обуви победила страсть к предметам, и фабрика в британском городе Стрит сменила направление в сторону пошива ботинок. Идея конструкции первых пар пришла к Джеймсу - он решил, что обувь должна быть максимально комфортной. Форма каждой пары в точности повторяла форму стопы. Для большей мягкости и одновременно прочности была задействована кожа овец. Первые модели получили название Brown Petersburg. Нужно было 20 лет, чтобы размножиться до тысячи пар в месяц, что по тем временам являлось очень большим показателем для обувного производства.
Чтобы переплыть океан, Clarks потребовалось меньше 100 лет. В 1900-м году сын Уильяма Кларка женился на американке Саре Бакнрофт. Союз оказался очень успешным для семейного дела. Именно благодаря этому браку Кларк принял решение открыть производство в США. Так Clarks не только завоевал новый рынок, но и выпустил ряд иконических моделей, которые являются классикой моды и сегодня.
В середине 20-го века Нейтан Кларк оказался на фронте. У своих сослуживцев он заметил замшевую обувь на легкой подошве. Выяснилось, что такие модели можно было найти у торговцев в Каире. Вернувшись домой, Нейтан настаивал на производстве подобных ботинок под брендом Clarks. Семья не поддержала его, однако тестовые варианты все же были запущены в производство. В 1949-м году пара образцов отправилась на профессиональную выставку в Чикаго. Ботинки, получившие название Desert Boot, приглянулись редактору моды журнала «Esquire». Так модель снискала восхищение у американской прессы - чуть позже все денди мира хотели заполучить пару «дезертов».
Clarks Desert Boot стали иконическими в 1960-е. Эти ботинки были главным атрибутом внешнего вида типичного ямайского гангстера. Представители местных субкультур буквально воспевали кожаные пары обуви. Так происходило и в нашем веке. В 2010-м году звезда Вибз Картел выпустил сингл Clarks. На обложке были изображены любимые модели музыканта - Wallabees, Desert Boots и Desert Treks. Главная строчка припева — «Everybody haffi ask weh mi get mi Clarks», что в переводе означает: «И каждому надо меня спросить, где я достаю свои Кларксы».
В 1967 году дизайнеры Clarks Originals придумали Wallabee. Модель визуально отсылает к мокасинам, которые носили коренные народы США. Гибкая креповая подошва имеет хорошее сцепление с поверхностью и позволяет ступне сохранять маневренность за счет мягкости материала. Сегодня главный герой культового сериала «Во все тяжкие» Уолтер Уайт носит именно эту модель Clarks.
Во второй половине 20-го века Clarks разработали сандалии Playdeck. Они подходили и мужчинам, и женщинам всех возрастов. Самыми популярными стали бамбуковые, темно-синие и белые варианты. В 2010-м году компания выпустила переиздание Playdeck, дополнив оригинальную модель приподнятой пяткой.
Сегодня обувь Clarks продается в главных мультибрендовых магазинах и концепт-сторах Европы, Азии и США. Дизайн все еще разрабатывается в Великобритании, однако производство переехало в Индию, Бразилию, Камбоджу, Китай и Вьетнам. Зато на островах Соединенного королевства с 1993-го года «Clarks» - не только имя бренда, ставшего достоянием Великобритании, но и название деревни в графстве Соммерсет. «Деревня Кларкса» насчитывает 90 магазинов, несколько кафе, палаток с едой и гастромаркетами - чем не повод наконец-то оформить визу и устроить путешествие? Тем более, пара идеальных ботинок уже найдена - осталось выбрать: Playdeck, Wallabee или Desert Boot?
Настя Сотникова