Казалось бы, ну кому в наш век fast fashion нужно высокое искусство шитья? Вокруг все поголовно переоделись в удобный трикотаж и джинсы, а продажи кроссовок взлетели до небес. Но ведь для кого-то продолжают работать студии, проповедующие маниакальное следование канонам швейного мастерства, а смелые фантазии дизайнеров обретают самое искусное воплощение. Так вот – haute couture живее всех живых. И сдаваться не собирается. В то время как многие модные марки не видят смысла в существовании без многочисленных коллабораций, кутюрные мастерские остаются оплотом традиционно высокого качества и ориентированными на узкий круг обеспеченных клиентов. Продукт производится штучный, невероятно дорогостоящий и не всегда функциональный.
По сути haute couture - это не просто произведение искусства и чья-то изощренная фантазия+мастерство. Это готовый рекламный продукт определенного бренда. Платье-мечта скорее всего единожды засветится на красной ковровой дорожке, произведет «вау-эффект» и осядет в гардеробе богатой почитательницы кутюра, которая с него будет сдувать пылинки или пожертвует потом какому-нибудь музею. Такое платье может надолго стать воплощением идей дизайнера, квинтэссенцией высокого профессионализма и многолетних традиций. Это действительно больше объект желания, нежели что-то близкое к реальности. Оно будет великолепно смотреться в рекламном ролике, и вы его точно запомните.
Но что самое удивительное, несмотря на засилье «быстрой» моды и спортивного стиля, многие модные Дома не только не сворачивают производство haute couture, некоторые его реанимируют или развивают заново, как Balmain. Дом, который ассоциируется непосредственно с самыми коммерческими трендами, на последней кутюрной неделе показал коллекцию странную, удивительную, довольно спорную и смелую. Так мастера марки демонстрируют умение кроить не только облегающие платья и смокинги, но и таланты в работе с ручной вышивкой, необычными фасонами и сложным кроем.
Какие-то дизайнеры, напротив, давно свернули производство ready-to-wear, и полностью сконцентрировались на создании haute couture. И то верно, зачем тратить весь масштаб своего таланта на что-то приземленное, особенно, если ты не кто иной, как Жан-Поль Готье. По его стопам пошли и ребята из дуэта Viktor & Rolf – отшивать повседневную одежду этим парням явно было скучно. Зато в новом сезоне их платья с громкими слоганами побывали всюду: в модных блогах, пабликах в соцсетях и, само собой, в инстаграме.
Безусловно, есть марки, которые отлично балансируют на грани художественных идей и коммерческой составляющей моды. Из числа таких Alexandre Vauthier, Valentino, Elie Saab, Givenchy. Завсегдатаи «красных дорожек» всегда на 100% отвечают потребностям своих звездных клиенток – это всегда в первую очередь невероятно красивая одежда, и потом уже заявка на то, чтобы вписать свое имя в историю моды.
И все же, одно из главных требований моды времен засилья социальных медиа выполняет и высокая мода. Вряд ли мастерицы, искусно расшивающие перьями и жемчугами бесконечные километры шифона и шелка, думают о том, что плод их многодневной работы превратится в мемы. А так случается довольно часто. В плане зрелищности haute couture во многом превосходит повседневную одежду. И само собой, быть ей персонажем многочисленных карикатурных публикаций. Одна лишь невеста с последнего кутюрного показа Chanel мелькала в интернете в этот раз в каком-то невероятном количестве забавных коллажей. «Мемность» - залог популярности вещи (или марки). К несчастью (или нет), но сегодня для популярности это важнее, чем многовековые традиции работы с перьями марабу или кружевом. К тому же, такие дизайнеры как Iris van Herpen предпочитают ручному труду жужжание 3-D принтера.
Никто не отменял простых механизмов моды, когда порой самые нетривиальные вещи потом трансформируются в нечто универсальное и удобоваримое. Так впоследствии в более упрощенном варианте мы видим отголоски довольно неординарных творений – вышивка на платье, отделка камнями или металлом, цветовая палитра или принты. Все это переживает определенный цикл изменений (сегодня довольно короткий) и перекочевывает в дизайн вполне привычных вещей.
Будущее наступило, но мечтать люди не перестали. И пока существует потребность в воплощении самых неординарных идей, будет жить и haute couture. Он нужен не только тем, кто может позволить себе платье по цене частного самолета, но и нам, простым смертным, как источник вдохновения и повод пофантазировать.
Игорь Паршин