В юности она печатала на родительском ксероксе собственные издания: понравившиеся картинки собирала в коллажи и делала макеты. В ту пору юная София представляла свое будущее не иначе как в кресле редактора модного журнала. Что ж, ей бы это точно удалось.
Её стиль можно разбирать на цитаты: он очень рафинированный, но в то же время без вычурности и неоднозначных акцентов. Да, умение сочетать базовые футболки и дорогие часы или украшения, судя по всему, даруется при рождении. Особенно если твой папа – Френсис Форд Коппола.
Само собой, на стиль Софии повлияло то, что ее взросление прошло в самой что ни на есть богемной среде. С одной стороны, пафосная сторона жизни дочери признанного режиссера, с другой, почти андеграундная тусовка рок-музыкантов, моделей и стажировка в Chanel. Отсюда это умение, подобно хамелеону, круто выглядеть на снимках папарацци и в клипах своих друзей-рокеров. Короткие футболки с броскими надписями, яркая помада и Ким Гордон в подружках – быть более модной в 90-е невозможно!
Несмотря на весь этот бэкграунд, её режиссерские опыты всегда выглядят акварельными фантазиями девочки-подростка, чья спальня – это розовый портал в ад, где в роли Люцифера выступает самый красивый мальчик в школе. Эстетика её фильмов – это идеальный мудборд тех, кто исповедует меланхолию как религию, чья юность и молодость выпали на 2000-е. В эпоху, когда поп-звезды сверкали загорелыми плоскими животами, Коппола открывала поклонникам своих фильмов другой мир, где сквозь занавески струится приглушенный свет, деревья отбрасывают тревожные тени, а корона королевы красоты падает на траву футбольного поля.
Её экранизация книги Джеффри Евгенидиса – максимально бережное киноизложение печальной истории сестёр Лисбон. «Девственницы-самоубийцы», безусловно, не самое великое кино. Но, пожалуй, самое нежное произведение о девичьих томлениях, призрачной и ускользающей красоте, невинности и разрушенных мечтах. Центр притяжения фильма – Кирстен Данст в роли Люкс. И это просто 100 % попадание: сложно представить кого-то более органичного в образе этой нимфетки с соблазнительной и печальной улыбкой одновременно. Саундтрек к этой картине в исполнении талантливых парней из Air тоже стал легендарным.
Фильм «Трудности перевода» тоже можно растаскивать на картинки для мудбордов. Такое внимание Софии к мелочам можно считать уже авторским почерком. Одиночество человека посреди шумного мегаполиса, попытки найти родственную душу и умение поэтично проживать свою грусть – Скарлетт Йоханссон в компании Билла Мюррея выполнила актерскую задачу на сто баллов. И все это снова похоже на пазл из красивых деталей: гостиничный номер – красивый и неуютный, караоке, розовый парик, цветовая палитра утопающего в огнях города.
В каждом из своих фильмов София погружает нас в тот мир, который, кажется, может существовать только в модных съемках глянцевых журналов. Все ее героини либо одиноки, либо изнывают от обуревающих их желаний (вспомните «Роковое искушение»), жаждут внимания или учатся жить, не получая его. Или вовсе лишаются головы.
Кирстен Данст на правах одной из муз украсила собой еще один фильм Копполы – «Мария-Антуанетта». И опять эта тема одиночества среди толпы, попытки обрести счастье в любви, невероятная красота окружающего мира на контрасте с его же несправедливостью. Красоте декораций и количеству восхитительных туалетов главной героини и ее свиты мог позавидовать любой журнал мод.
Были в фильмографии Софии и менее яркие, но не менее талантливые работы. К слову, по поводу общества, одержимого знаменитостями и атрибутами красивой жизни, она тоже высказывалась в довольно карикатурной форме в фильме «Элитное общество». Главные герои живут тем, что бесконечно просматривают снимки папарацци и социальные сети моделей и актеров. Никаких целей, никаких талантов, просто «жизнь в моменте», но желательно на подушках с портретами Пэрис Хилтон. А бриллианты и дизайнерские платья можно просто украсть.
Не так давно у Софии вышел фильм о Присцилле Пресли, который выглядит как эскиз на скорую руку, нежели как полноценный портрет красивой женщины, хлебнувшей горя под крылом у легендарного Элвиса. Но меткая и нежная оптика Копполы на месте. Красивых деталей в фильме хватает, хоть в этот раз всё это и не сложилось в крепкий и красочный байопик.
В бытность дизайнером марки Louis Vuitton Марк Джейкобс в интервью Vogue сказал, что в Софии ему нравится ее «Джейнбиркиновость». Понятное дело, он имел в виду уникальное свойство таких девушек, как София выглядеть роскошно, совсем не наряжаясь. И все это несмотря на сотрудничество с модными брендами и обложки Vogue. Да и про линейку аксессуаров для LV забывать не будем: коллекция сумок SC пользовалась успехом.
Шарм Софии Копполы в том, что она создает. Аура её фильмов словно окружает её саму. Все эти девочки, скучающие в своих душных спальнях, одинокие красавицы в огромных небоскребах и дворцах, наивные и роковые –все они немножко София.
Кстати, референсы, кадры со съемочных площадок и кучу самых красивых деталей можно рассмотреть в книге Sofia Coppola Archive: прекрасные музы в лице Эль Фанннинг, Кирстен и Скарлетт улыбаются с полароидных снимков, яркое солнце светит сквозь листву, а вход в портал девичьих грез (и их же катастроф) окрашен в розовый.
Игорь Паршин